Назад 

Вебер Яков Яковлевич.

“Ледоход”, “Золотая осень”, “Поселок в степи”,    “Ветер на Волге”, “Наводнение”, “Лодка с парусом”, “Баржи на Волге”, “Варка арбузного меда”, “Беляна на Волге”, “Буксир с баржами” — эти картины с безыскусственными названиями хранятся в Энгельсском краеведческом музее. Их автор — Яков Яковлевич Вебер, наш земляк,  замечательный мастер, к сожалению сегодня известный лишь немногим.

Яков Яковлевич Вебер родился в 1870 году в селении Голый Карамыш Сосновской волости Камышинского уезда Саратовской губернии в многодетной и не очень обеспеченной семье. Селение — это немецкая колония, основанная в 1765-1766 годах и насчитывавшая к концу XIX века более семи тысяч жителей, ведущих весьма прозаическую жизнь.

Затем Веберы переехали в село Ровное на Волге. В раннем детстве Яков проявил интерес к рисованию, особенно выделялся этим среди учащихся сельской школы. Местный аптекарь научил его изготовлять масляные краски. Когда ему исполнилось 16 лет, Яков попытался написать большую картину “Спасение жертв на корабле “Вера”. И он выполнил эту задачу; хотя работа и была несовершенной, она доказала, что молодой художник обладает незаурядным художественным дарованием и огромным трудолюбием.

А воспитывали эти качества у художника, в первую очередь, родная природа, Волга. Все свободное время он старался проводить на реке: рисовал, впитывал красоту, запоминал. Особенно ему нравился весенний разлив Волги, ледоход, когда солнце рождало на воде причудливые узоры. В семье не одобряли его увлечение рисованием. Отец был против того, чтобы сын стал художником, он считал: рисованием можно заниматься в свободное от полезной работы время. Против желания Якова поступить в художественное училище выступил и сельский сход, который отказался выдать Веберу отпускное свидетельство, а без него не принимали в училище.

В 1892 году Яков после службы в армии вернулся домой и увидел, что его семья и земляки находятся в тяжелом положении: в результате сильной засухи хозяйство пришло в упадок. Единственный выход из создавшегося положения — на стороне искать заработок. Наиболее подходящим местом, где можно найти работу, был крупный купеческий город Саратов.

В 1885 году внук А.Н. Радищева профессор живописи Алексей Петрович Боголюбов открыл здесь художественный музей. Сюда в 1892 году и поступил копировальщиком Яков Вебер. За четыре года работы он написал два десятка копий и 40 оригинальных картин, которые принесли ему известность. Художник Ф. Корнеев пригласил Вебера работать в своей мастерской. Здесь Яков познакомился с художниками В. Коноваловым,В Борисовым-Мусатовым. Они оценили способности Вебера и помогли ему осознать необходимость серьезной профессиональной учебы.

 Благодаря советам и участию В. В. Коновалова и В. Э. Борисова-Мусатова Вебер уезжает в Москву, где какое-то время работает у К. А. Коровина.

Константин Коровин видит, что Вебер способен на большее, и рекомендует ему Париж — «Мекку художников». Но с Францией не сложилось, в основном по материальным причинам, и Вебер определяется в Пензенское художественное училища под начало К. А. Савицкого. Из стен училища Яков выходит зрелым мастером, что видно по его работе «Вьюга. Лошадь под навесом».

1903 году Яков Яковлевич поступает в Академию художеств в классы  А. А. Киселёва и учится до 1909 года (учёба мастера продолжается долго — приходилось отвлекаться на выполнение заказов, чтобы семья могла сносно существовать). Посмотрев его волжские этюды, сам И. Е Репин предложил Веберу перейти в его мастерскую. За период учёбы он ежегодно принимал участие в выставках, его картины посылались в Голландию, Швецию, Италию, отмечались премиями. Звание художника по окончании Академии получил за картину «Сумерки на Волге».

1915году Яков Вебер вернулся на «малую родину». Он поселился в селе Щербаковке (Мюльберг) и не вернулся в столицу даже тогда, когда президент Академии художеств И. И. Бродский предложил ему взять руководство кафедрой пейзажа.

В 1927 году с произведениями Вебера познакомился нарком просвещения А.В. Луначарский и дал им высокую оценку, рекомендовал отвести для этих картин специальный зал. В 1932 году в Энгельсе открылась изостудия, куда пригласили преподавать Вебера. Он вел занятия по живописи и перспективе. Кроме того, Яков Яковлевич некоторое время работал в Доме художественного воспитания детей. Летом ученики изостудии и Дома художественного воспитания детей приезжали к Веберу в село Щербаковка. Здесь проходили занятия, писались этюды. Последний раз Вебер приезжал в Энгельс в 1936 году: отобрал лучшие этюды в Доме художественного творчества и пригласил в Щербакавку 20 учеников, которые занимались там в течение месяца.

Живя в Щербаковке, Вебер создал целую “волжскую сюиту”. Он пробовал свои силы во многих жанрах: писал портреты, исторические картины, иллюстрировал книги. Но больше всего его привлекал лирический пейзаж. Яков Яковлевич рано определился как пейзажист. После выставки пейзажей 1899 года критики отметили этюды ученика художественного училища Вебера “Вечер в лесу”, “Перед грозой”, “Зимняя дорога”. Я.Я. Вебер раскрывал “душу” природы, отражал ее яркие, изменчивые, динамичные черты. Вот почему его работы вызывают сопереживание, эмоциональный отклик у зрителей.

20 февраля 1958 года Вебер скончался.

Зимой 1921 года Вебер был как коммунист захвачен бандой Пятакова, действовавшей в Заволжье и только благодаря заступничеству учеников и односельчан избежал смерти. После этого написал мрачную картину «Под лёд».

Незадолго до смерти в одном из своих писем он исповедовался: "Я ведь именно человек коммунизма, но свобода художника мне слишком дорога — заказы не люблю, если они тормозят свободу художника… Продавать свои работы я никогда не мог. Даже цену на выполненные работы я не мог назначать — противна была всякая «торговля», и теперь таким ненормальным остался".

В октябре 1933 года Якову Яковлевичу Веберу было присвоено звание “Заслуженный художник” с присуждением персональной пенсии.

Был репрессирован в 1937 году. По некоторым данным, умер 20 февраля 1958 года.

 

 

 

                                        Литература : 

 

1. Смелов, Л. Художник с волжских берегов / Леонид Смелов // Камертон. – 2011. – 12 января. 

 2. Чеботарёв, С. Кровь и плоть – пейзажиста / Сергей Чеботарёв // Камышинский еженедельник БС пресс. – 2001. – 12 дек. . – С.5. 

3. Четвертнова, Т. Околдованный Волгой : к 130-летию со дня рождения художника-живописца Я. Я. Вебера // Диалог. – 1999. – 17 авг. 

4. Четвертнова, Т. Щербаковский период Якова Вебера / Т. Четвертнова // Диалог. – 1996. – 17 янв. 

 

Назад 

 
 
  Муниципальное казенное учреждение культуры "Централизованная городская библиотечная система"
403886, Волгоградская область, г. Камышин, ул. Пролетарская, д. 6.
т.: (84457) 4 - 84 - 11, факс: (84457) 4 - 84 - 11
e-mail: common@mukcgbs.ru